вторник, 15 марта 2011 г.

Простые истины Лао-цзы



Примечательное совпадение: наступление эры глобализма отмечено перерастанием разрозненных и нерегулярных террористических действий во всемирно организованный и планомерный терроризм, то есть старая идея террора реализуется на глобальном уровне. Сегодня, посреди нарастающих ожесточения и растерянности, самое время вспомнить о некоторых заветах китайского патриарха Лао-цзы – мудреца страны, которая, между прочим, до сих пор не знает, что такое терроризм.

ЗАВЕТ ПЕРВЫЙ: ЧЕМ БОЛЬШЕ УЗНАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ

Глобализм ведет свою родословную от европейского Просвещения, которое искало объективное и, следовательно, ясное и полезное знание, дающее власть над миром. Сегодня если мы и имеем о чем-то ясное знание, так это о врожденной ограниченности просвещенческого проекта. Глобализованный гражданин, утопающий в водовороте пропагандистских и обывательских мифов, ничего по сути не знает, и в его мире, по формуле Мишеля Фуко, не знание дает власть, а власть декретирует знание.

Впрочем, всеобщая бюрократизация делает знание недоступным даже для номинальных обладателей власти: экспертные советы дробят знание на мелкие и несовместимые фрагменты, в лабиринтах административной машины вопросы не решаются, а "прорабатываются", "вентилируются", "выдерживаются" и т. п. Самовластный субъект развенчан. Оказалось, что добываемое им знание не способно охватить мир в его цельности. Более того, оно дается только в той мере, в какой человек отрывает себя от полноты своего духовно-телесного бытия. Что ж удивляться тому, что современная технократическая цивилизация, будучи целиком порождением ума и рук человеческих, так похожа на насквозь бесчеловечный мир кафкианских кошмаров? И наоборот: богатство разнообразия жизни принадлежит Богу, но опознается как истинный признак человеческого присутствия в мире.

Большинство вдумчивых комментаторов современного терроризма полагают, что он обладает каким-то тайным сродством с глобальным порядком. Вроде бы ничего нового. Мы с детства усвоили, что "насилие – повивальная бабка истории". Правда, однако, в том, что внешнее насилие – это всегда продолжение насилия внутреннего, которое человек совершает над собой, урезая себя до самотождественного субъекта. Такой субъект не может знать множественности жизненных миров и вообще присутствия "другого".

Читать полностью

Комментариев нет:

Отправить комментарий